понеділок, 25 лютого 2013 р.

"Кончился кайф". Снова плохие новости. Виталий Егоров, R.I.P. 21.02.13

На днях стало известно о гибели Виталика Егорова, лидера группы ЯГ МОРТ, г. Инта. Как это ни грустно теперь признавать, я всегда хотел что-нибудь о них написать, но не находил повода. Типа, они-же-не-крымские. Но все равно собирался, ждал, за что зацепиться, альбом или выезд на фестиваль, что-нибудь. Вот, подкинул повод Виталик - лучше б не подкидывал... 

С ЯГ МОРТом связан для меня эпизод длинной в два летних месяца - июль и август 1997 г. Время было мутное, драйв начала 90-х давно схлынул, все где-то учились-работали. Как-то позвонил друг Шура и пообещал привести двух иногородних гостей. 
- Охуенно лабают, вот увидишь, - я думаю, что он сказал примерно так.
Вскоре он пришел и привел. На чердаке, где я тогда жил только летом, был суровый июльский "ташкент". Парни, постарше нас, выглядели скромно и сказали, что из Питера. Как-то почти сразу взялись за инструмент (у одного - акустический бас). 
- Сыграйте что-нибудь для знакомства, - распорядился Шура. Дуэт гитара-бас завел нечто таинственное и прихотливое, а от пения и слов на жарком южном чердаке запахло Севером:

Старая телега, старая как мир, как земля,
Проезжая по небу зацепила меня,
Я иду по следу, я шепчу слова про себя,
Я бросаю монету и стараюсь понять,

Что ведет меня из тепла в холод,
Ломая логику дня,
Что меня бросает из сытости в голод,
И уводит прочь от тебя, прочь от тебя.

Пелись потом и другие темы, но эта почему-то сразу запомнилась. Вообще в тот момент они показались мне сильно "под" АУКЦЫОН, тогда это было распространенное явление. Только позже я разглядел самобытность Виталика-автора. 
У нас с Шурой имелся довольно уже заскорузлый панк-проект, и мы пытались репетировать в актовом зале медучилища. Притащив туда Виталика и басиста Мишу, мы радостно принялись мутить какой-то сейшн, который в итоге разогнали мусора и директор учебного заведения, тупо вырубивший электричество. Так что живыми выступлениями группы ЯГ МОРТ в Ялте смогли насладиться лишь посетители репетиций, и в моей памяти все это отложилось очень грандиозно, особенно всеобщий джэм на "А мне похуй", который мы готовили на конец выступления. Наутро после свинченного сейшена мы одуплились на раскаленном чердаке и попытались записать несколько песен Виталика; вышло криво, но местами забавно. В конце августа Егоров с Мишей стартовали обратно, оставив кассету, которую записали в Запорожье, еще по пути в Крым. Мы ее потом до дыр заслушали, но это было позже. И, прощаясь с Виталиком, не думали, конечно, что делаем это насовсем...

ЯГ МОРТ, насколько я понимаю, всегда была из тех групп, где все прочее вращается по орбите автора-исполнителя. Это не в обиду остальным участникам процесса, а всего лишь констатация, что песни Егорова - в нем главное. Как-то он умудрялся свою сентиментально-циничную философию делать точной как лазерный прицел и при этом класть ее на совершенно магнитные мелодии. Это были такие темные, минималистичные байки-зарисовки разочарованного городского созерцателя, одним глазом глядящего внутрь себя, другим - наружу. Он мог делать это с отстраненно-глумливой усмешкой ("Никому не везет", "Про мента") или, напротив, максимально драматично ("Не та", "Без тебя"), но все, в общем, было про одно и то же, и картина рисовалась очень законченная. Был у Виталика свой секрет, своя шаманская вселенная, назовем это так...

Чуть ли не первое, что я предпринял, дорвавшись 5 лет назад до безлимитного интернета, это поиск в сети следов группы ЯГ МОРТ. В итоге набрел на городской форум города Инта, а потом завел страницу в контактике. Там оказалось много песен, которых раньше не слышал, и это было как бы второе, через 10 лет, знакомство с Егоровым-автором. Вообще, на сообществе ЯГ МОРТ много всего имеется, в том числе, наверное, самое полное собрание записей. Админы сообщества также подготовили и реализовали A Tribute to ЯГ МОРТ, в котором мы с Шурой поучаствовали песенкой "Негры". 

Что еще? Как и многие, возможно, вспомнил сегодня строчки "Деревянного парохода", одной из самых лаконичных и красивых баллад на русском языке, известных мне:

Пароходы под землей не зовут нас за собой,
Все равно мы к ним придем каждый, но своим путем.
Это правда, это ложь, говорливая вода,
Расстаемся навсегда,
Буду петь и буду пить, не буду плакать.

В архив я закинул сборник любимых вещей с большинства записей. Прощай, Виталик. Спасибо за песни.

пʼятницю, 15 лютого 2013 р.

Галина Махина, р2003-2004 (?), московская запись

Галя Махина, возможно, известна большему числу людей в качестве препода ТНУ, чем в качестве музыканта. Так сложилось, что, являясь настоящей долгожительницей симферской муз-тусовки, она не ведет активной концертной жизни, в связи с чем ее песни знакомы лишь вполне узкому кругу. Данная запись, сделанная, похоже, около 10 лет назад в Москве и с тамошними музыкантами, попала ко мне, когда я уже вовсю кайфовал от трогательной и щемящей "Птицы" - у подобной песни может быть только женское авторство, да и среди них это - большая редкость. Некачественный, домашний вариант "Птицы" фигурировал у меня в первой "тромбо-акустике", и, несмотря на очевидное несовершенство записи, он представляется мне более удачным по атмосфере и аранжировкам, чем другой, открывающий московскую запись. Впрочем и вся эта программа после первого прослушивания, помнится, не вызвала никаких ярких ощущений. Посчитав Махину "типичной поющей барышней" и "героем одного хита", я нарезал очередную этнографическую болванку местной музыки и закинул ее подальше. И лишь недавно мне по-настоящему удалось расслышать в этих интровертных босса-новах ровный, но сильный талант мелодиста и весьма нетривиальные тексты. К сожалению, попытки вытянуть Галю на выступление в Ялте пока что наталкивается на ее мягкое сопротивление. 

Фото: слева-направо: Алена Хорошавцева, Галина Махина

Махина