вівторок, 11 листопада 2014 р.

Primus p2014, "Primus & the Chocolate Factory with the Fungi Ensemble" (review)


Сказочный эпитет «великий и ужасный» давно закрепился эдаким штампом у журналистов и критиков для эмоционального описания деятелей различных искусств. Многие удостоились его и среди музыкантов, однако буквально единицы соответствуют ему в такой же степени, как Лес Клейпул - невероятный басист, изрядный затейник, беспощадный мастер сарказма и, по совместительству, лидер одной из самых причудливых химер альтернативного рока 90-х – группы PRIMUS. Долгие годы этот трехголовый биомеханоид плевался в ни в чем не повинных слушателей едкой смесью фанка, панк-рока, фри-джаза и бог знает еще чего. Параллельно Лес выпускал сольники, записывался с Томом Уэйтсом, сочинил заглавную тему для сериала «Южный Парк» и вообще всячески развлекался и отвязывался. Но возраст умиротворяет даже прирожденных монстров и забияк, ну, по крайней мере, частично. Вот и PRIMUS, проявив несвойственную им ранее мягкотелость, записывают в 2011 г. свой самый музыкальный и комфортный для слуха альбом «Green Naugahyde». И хотя предугадывать шаги таких деятелей как Клейпул – задачка не для средних умов, можно было ожидать дальнейшего усиления «респектабельности» его группы. Иные, впрочем, наоборот могли бы ждать возврата к буйной атональщине ранних лет - есть такая тенденция у заматеревших музыкантов, время от времени молодиться. Клейпул же просто спутал карты всем, переквалифицировавшись в… сказочника. Его новая работа – это переосмысление саундтрека к старинной экранизации 1971 года сказки "Чарли и шоколадная фабрика", которая (как, впрочем, и литературный первоисточник) гораздо менее известна отечественному потребителю, чем  недавний ремейк Тима Бертона. Естественно, PRIMUS - это PRIMUS, и вы не услышите здесь ничего, напоминающего голливудские крунер-мюзиклы. Звуковое полотно соткано зловещей трескотней и звяканьем родом из мира «Костяной машины» Уэйтса (где Клейпул также отметился в свое время) и психоделическим шапито в духе ранних GONG. Вилли Вонка тут видится не добрым гением шоколада, а хитрожопым дельцом себе на уме, умпа-лумпы же – существами с не вполне понятными намерениями, полностью безопасными для посторонних лишь в присутствии хозяина. В целом все это гораздо больше соответствует несколько мизантропическому настрою сюжета, чем беззубое звучание оригинальной звуковой дорожки. Тем не менее, Клейпул все же записывал аудиосказку, и прослушивание ее не сопряжено и с половиной тех свирепых ужасов, которые штурмовали уши и мозги на альбомах 90-х. Местами звучат нехарактерные для PRIMUS виолончель и этническая перкуссия (тот самый The Fungi Ensemble). Сам Клейпул своим прежним лихим воплям и полуречитативам предпочел угрюмое бормотание, однозначно более приличествующее случаю. Набор традиционных фич группы («говорящий» бас, гитарные диссонансы, заковыристые ритмические переходы и т.д.) хоть и присутствует, но не является самоцелью и работает на совершенно новой для PRIMUS территории. И я бы записал это в жирный плюс коллективу, который, как еще недавно казалось, устал удивлять.

Немає коментарів:

Дописати коментар