суботу, 21 лютого 2015 р.

Katzenjammer, p2015 "Rockland" (review)

Некоторое время назад, обозревая последнюю работу THE CAT EMPIRE, я уже отмечал этот нелогичный феномен, когда поп-группа, буквально штампующая хиты по всем понятиям шоу-бизнеса и так называемого массового вкуса, непостижимым образом байкотируется коммерческими радиостанциями. Правда, у квартета норвежских прелестниц с этим делом несколько лучше - время от времени и в радио-эфире, и в цивильных молодежных кабаках с претензией на "арт-кафе" можно случайно наткнуться на пару треков из дебютника (в основном, конечно, "A Bar in Amsterdam"). Долгожданная (ну, мной, по крайней мере) третья пластинка - возможно, чересчур умная попытка расширить этот прорыв. С одной стороны группа, несмотря на фолк-антураж, в общем-то, всегда занималась искренней поп-музыкой, хоть и с явно заметной издевкой (не она ли отпугивает отечественных программных директоров?), щедро швыряя в народ пригоршни редких в наше время самоцветов мгновенно цепляющих мелодий и заводных аранжировок. С другой - весь этот кабарешно-панковый декаданс, "you sell tickets to a funeral 'сause you need tickets to The Cramps", странный набор инструментов и т.д. Немного похоже на попытку усидеть на двух стульях, не так ли? Впрочем, в истории музыки известны и более химерические расклады. Звучание новой пластинки (между прочим, не "Скалистая страна", а именно "Рок-лэнд"), оставаясь в рамках уже наработанной основной формулы "парад всевозможных фолков + скандинавская попса", лишилось львиной доли наследия BOW-WOW-WOW, THE B-52'S и прочего истеричного девчачьего пост-панка, сделав взамен неслабый кивок в сторону современного блюграсса типа THE WAILIN' JENNYS или UNCLE EARL. Количество железно хитовых вещей, ни в коем случае не меньшее, чем на первых двух дисках, удовлетворило бы любого выпускающего продюсера. Сдобренное беспроигрышным пост-битловским мелодизмом, все это вместе зазвучало еще более приближенно к усредненному радио-формату. Это на первый взгляд. Но особая ценность "Кото-воплей" (помимо неотразимых улыбок участниц) - это глубокое, по-хорошему профессиональное погружение в их мудреную стилистическую вышивку. Уже самое начало альбома - грязно-колючий банджо-перебор в "Old de Spain" - как бы намекает на то, что не радио единым. Лично я сразу заподозрил в этой песне old-time-классику с аппалачской пропиской, как выяснилось, зря - просто абсолютно филигранная стилизация. Это же нехарактерно бережное для современных поверхностных ретро-эпигонов отношение к структуре, внутреннему пульсу и смыслу старой музыки, что называется, красной нитью пронизывает пластинку. Слушаешь и понимаешь - барышни-то растут, и не только там, где обычно барышни.
Как, помнится, говаривал Шрек: "у лука есть слои - у людоеда есть слои". Именно многослойность этой работы, по-аптекарски выверенная, но не растерявшая при этом ни драйва, ни легкомысленного шарма, ни светлой, торжественной грусти древней народной культуры, волшебным образом превратила два неудобных стула в изящное и просторное кресло. А мы получили смелую заявку на место лучшего европейского альбома 2-й декады 21-го века.

середу, 4 лютого 2015 р.

Луна-парк р2000-2001, избранное

 
ЛУНА-ПАРК - кратковременное севастопольское объединение рубежа тысячелетий, постоянными участниками которого были три человека: Артем Полевщиков (вокал, гитара, клавиши), Сергей "Шрам" Платонов (вокал, гитара), Олег Малукало (бас-гитара). Все - более-менее разносторонние меломаны, что не могло не наложить отпечаток на акт творения. Песни приносил в основном Артем, иногда - Шрам, причем на слух они достаточно сильно отличались. Шрам, будучи более сильным вокалистом, тем не менее весьма вторичен и наивен в своих ранних вещах. Артем же, вольно замешивая в упорядоченно-разгильдяйских композициях пост-панк, Сида Барретта, АУКЦЫОН, интровертный рэггей и пасмурные баллады, генерировал совершенно особое настроение одинокой вечеринки при свете настольной лампы. Аранжировки возникали из совместных джемов, а вместо барабанов, как правило, применялся электронный ритм-бокс. Закольцованные структуры бесконечных импровизаций часто хорошо прослушиваются в итоговых вариантах песен. Состав просуществовал около года и закончился с отъездом Артема из Севастополя. Выступить ни разу не удалось, зато на реп. точке группы,  в помещении одной из многочисленных военных частей, было сделано несколько записей. Олег в дальнейшем отошел от дел музыкальных, Артем надолго осел в Питере, а Шрам спустя несколько лет участвовал в финальной редакции ЗАВОДНОГО АПЕЛЬСИНА.
По-хорошему эклектичное, подпольно-лоуфайное звучание ЛУНА-ПАРКА сильно нехарактерно, возможно даже уникально для Севаста вообще и для того времени в особенности. Потенциально очень сильный проект, сгинувший, как и многие ему подобные, еще на стадии становления. Их аудио-эксперименты уместились на трех кассетах. Фактически, это почти репетиционные записи. Пришлось довольно сильно проредить их, выкинув неудачные повторы, фэйлы и совсем уж бессистемные звуки. Одна из пленок почти полностью состоит из спонтанных психоделических наигрышей разной степени обдолбанности. Некоторые я оставил в силу хорошо читаемой атмосферы - картина без них будет неполна. 


Фото (слева направо, сверху вниз): Артем, Олег, Шрам

Луна-парк 2000-2001