Часто бывает: смотришь на
человека – особь как особь. А при ближайшем рассмотрении оказывается: не
человек прямо, а мешок парадоксов. Это я в данном случае о себе. Типа,
оправдываюсь, начиная издалека… Уж как я ждал эту запись! Все полтора года, с
самой премьеры на «Гогольфесте» ныл, что, дескать, обещали-обещали, а нету. И
что в результате? Стоило вожделенной «Ивушке» поселиться у меня на винте,
начались парадоксы: послушаю потом, щас не в настроении, мне бы чего-нибудь
легонького, а вот еще прикольный музончик скачал итэдэ. Пришлось даже
переселить ее с винта на плэйер, ну чтобы уже совсем отсечь возможности лепки
отмазок. Об этом последнем действии я, впрочем, ничуть не пожалел, ибо, как
оказалось, так-то оно правильнее – в ушах и внимательно, а не в колонках и
фоном к домашним делам. Что ж, в каком-то смысле мое более чем трехмесячное
опоздание с данным текстом можно даже рассматривать как невинную маленькую
месть «клаусам», тоже задинамившим все мыслимые сроки выхода альбома в народ.
Сразу нужно сказать о форме подачи материала. Несмотря на заявленную номинацию «мюзикл», это, строго говоря, не вполне он, поскольку отсутствует хореография и разговорные интермедии. По факту «Ивушка» - совершенно классическая рок-опера (ну, панк-опера, если угодно) с единым сюжетом, ариями персонажей, повторяющимися музыкальными фрагментами и прочими полагающимися радостями. Несмотря на монументальность жанра, «клаусы» и в этот раз не изменили своей фирменной схематичности и минимализму, так что, в отличие от стандарта 2LP рок-опер прошлого, время звучания этой - всего-то в районе 50-ти минут. Я, помнится, недоумевал еще на стадии анонса: а имеет ли смысл выстраивать композиционно сложное здание примитивными музыкальными кирпичиками пост-панка. Оказалось, что ответ на этот вопрос лежит именно в лаконичности – за 50 минут «клаусы», применяя свои нехитрые средства, сказали больше, чем многим удавалось с помощью гораздо более пространных и витиеватых нагромождений. Кроме того, звуковое полотно здесь тоже не всегда однородно. Сквозь традиционные судорожные риффы, тревожную либо обманчиво умиротворенную флейту и мерную систолу-диастолу ритм-секции вдруг блеснут иногда краткие вспышки джазовой трубы, холодных, скупых клавиш или гулких электронных сэмплов в очень уместном духе дискотеки 80-х. Пост-панковый кубизм время от времени прерывается кивками в совершенно иные сферы хиппи-рока или генетически модифицированного блюза (ария Светланы, «Мент-блюз»). В целом я бы сказал, что налицо весьма матерый, обладающий приятным весом, но, вероятно, не самый яркий образчик музыки КК. Это если говорить лишь о музыкальной форме. Рок-опера в наше несложное время – зверь редкостный и экзотический, в том числе и потому, что избежать банальностей и «расползания по швам» общей концепции крайне тяжко, особенно для авторов, ранее не утруждавших себя серьезной работой с композицией. И тут мы подходим ко второй составляющей обсуждаемого продукта, не менее важной и гораздо более неоднозначной, чем инструментальное оформление – сюжету.
Севастополь,
конечно, город с очень специальной атмосферой, которую его жители всегда
считали нужным время от времени декларировать и поднимать на флаг. Рассуждения
о том, когда это уместно, а когда – нет, я оставляю за рамками рецензии,
а лишь отмечу редкий символизм того, что именно в данный исторический момент
(но на самом деле еще до известных событий) киевские севастопольцы подняли тему
конца 80-х в закрытом городе. Сам сюжет представляется мне трехступенчатым.
Первая ступень – в общем-то, несложная бытовая драма: дружба курсанта с
ПТУ-шником, «песня про то, как закончилось детство»,
любовный треугольник, капля отцов-детей, щепотка детектива – все
вот эти классические
дела, неизменные как минимум со времен Шекспира. Задачу не впасть при этом в
сопливое мыло успешно решает вторая ступень – приметы времени и места – при
всей своей пафосности поданная с характерной острой пряностью шеф-повара Кисы -
циничным, жестким и заразительным юмором. Здесь обитают как раз те самые «реальные
легенды», на которых основано все повествование. Будни морской крепости на
границе империи, молодежная война районов, прекратившаяся
лишь с началом войны группировок, «Брюс Ли, Ван Дамм, Шварцнеггер»,
«видеокафе, мясо по талонам» - если вы не жили тогда,
ориентироваться будет местами непросто, несмотря на модную и повсеместную
ностальгию по тем временам. Опять же, именно на этом уровне происходит
ненавязчивый анализ особенностей севастопольского менталитета, взаимоотношений
военных и гражданских моряков, конфликтов мировоззрений и образов жизни
(впрочем, наверняка в определенной мере свойственных любому крупному
приморскому городу с военной базой в комплекте). Короче, фон довольно
специфический, но, несомненно, важный для понимания «почему так». По сути,
именно он с самого начала несколько размывает интригу, не оставляя иллюзий по
поводу хэппи-энда развития сообщества «бойцов обороны всего». И он же
формирует питательную среду для третьей сюжетной ступени, венчающей пьедестал.
В едком дыму трагичной развязки и переоценки ценностей «клаусы» в итоге седлают
своего любимого экзистенциального конька – тщету и неизбежную смерть всех
устремлений - и высоких, и низменных. Завершающая сцена в кафе с пьяными
братками, травящими байки, закономерна и безупречна. Grand finale. Остается, однако, вопрос:
что нам со всем этим делать? В смысле, не с тщетой человеческой жизни, а с вот
этими звуковыми файлами… Нетрудно заметить, что «Ивушка» - это однозначное
событие. Не только локальной киевской (севастопольской?) сцены, но и, не
побоюсь утверждать, современной русскоязычной музыки вообще. Можно также с
большой долей уверенности предположить, что это – по крайней мере, один из
пиков творческой формы КК (полагаю, не последний). Но вопрос в том, где ее
место. На полках серьезных меломанов со стажем? В аудиозаписях вконтакте
стареющих участников событий? В айфонах 16-летних хипстеров, бредящих юностью
своих родителей? На мой взгляд, совокупность приемов, формирующих сюжет
«Ивушки», при всей кажущейся нарочитости - весьма тонкая вязь местных символов,
намеков, гипербол, неочевидных провокаций и находится в сфере скорее серьезной
литературы, чем бульварного романа или сборника анекдотов. Это похоже на разговор
о глобально важных вещах с горсткой посвященных на зашифрованном наречии – то,
чем группа, как мне кажется, пыталась заниматься всегда, но не столь
последовательно и безжалостно. В связи с чем выскажу пожелание: хорошо бы потратить
денег и выпустить виниловый тираж экземпляров на 50, с красивым фото-альбомом
окрестностей Камышовой бухты и текстами – дабы еще более
подчеркнуть элитарность продукта. Было бы здорово. Я б купил.Сразу нужно сказать о форме подачи материала. Несмотря на заявленную номинацию «мюзикл», это, строго говоря, не вполне он, поскольку отсутствует хореография и разговорные интермедии. По факту «Ивушка» - совершенно классическая рок-опера (ну, панк-опера, если угодно) с единым сюжетом, ариями персонажей, повторяющимися музыкальными фрагментами и прочими полагающимися радостями. Несмотря на монументальность жанра, «клаусы» и в этот раз не изменили своей фирменной схематичности и минимализму, так что, в отличие от стандарта 2LP рок-опер прошлого, время звучания этой - всего-то в районе 50-ти минут. Я, помнится, недоумевал еще на стадии анонса: а имеет ли смысл выстраивать композиционно сложное здание примитивными музыкальными кирпичиками пост-панка. Оказалось, что ответ на этот вопрос лежит именно в лаконичности – за 50 минут «клаусы», применяя свои нехитрые средства, сказали больше, чем многим удавалось с помощью гораздо более пространных и витиеватых нагромождений. Кроме того, звуковое полотно здесь тоже не всегда однородно. Сквозь традиционные судорожные риффы, тревожную либо обманчиво умиротворенную флейту и мерную систолу-диастолу ритм-секции вдруг блеснут иногда краткие вспышки джазовой трубы, холодных, скупых клавиш или гулких электронных сэмплов в очень уместном духе дискотеки 80-х. Пост-панковый кубизм время от времени прерывается кивками в совершенно иные сферы хиппи-рока или генетически модифицированного блюза (ария Светланы, «Мент-блюз»). В целом я бы сказал, что налицо весьма матерый, обладающий приятным весом, но, вероятно, не самый яркий образчик музыки КК. Это если говорить лишь о музыкальной форме. Рок-опера в наше несложное время – зверь редкостный и экзотический, в том числе и потому, что избежать банальностей и «расползания по швам» общей концепции крайне тяжко, особенно для авторов, ранее не утруждавших себя серьезной работой с композицией. И тут мы подходим ко второй составляющей обсуждаемого продукта, не менее важной и гораздо более неоднозначной, чем инструментальное оформление – сюжету.
Качабельно на офф. сайте