вівторок, 22 лютого 2011 р.

ГіперкінеZ, р2006

В период с 2002 по 2005 гг. в Ялте обосновалась довольно специфическая музыкальная диаспора из центральных и северных областей Украины. Органично вписавшись в местные реалии, они в то же время тесно держались друг друга, сформировав нечто вроде коммуны. В этих условиях абсолютно естественным образом возникает музыкальный коллектив, окончательно состоявшийся в доме на ул. Таврической, который вскладчину снимает вся грядка осенью 2005 г. Ядро группы - выходцы из Нежина Андрей "Петрусь" (гитара, бэк-вокал), Коля "Дузер" (вокал), Егор (бас-гитара), Саша "Бигги" (барабаны). Состав добивают подтянувшиеся из Чернигова Саша "План" (вокал) и Микра (groove-box). Материал, как и все в этой компании, создавался коллективно, но основное количество песен - заслуга Плана, тогда как бремя аранжировок легло главным образом на музыкально грамотного Петруся. Первые репетиции, проходившие по месту проживания, запомнились чистым, живым драйвом и энтузиазмом. Почти сразу стал вырисовываться стиль, пустивший корни в развлекательный хип-хоп БУМБОКСа, но сырой и с мясом. Ситуацию ничуть не портило отсутствие ударной установки - вместо нее использовался синтезатор, по клавишам которого Бигги молотил, как полагается, руками и ногами. Дебютный выход на люди произошел в декабре в клубе "Sмольный", где в выступлении поучаствовало раза в два больше людей, чем было на тот момент в составе. План и Дузер своей конвульсивной пластикой полностью оправдывали название группы, а последним номером была исполнена только что написанная мощнейшая хард-рэггей-тема "Куба". Это оказалось, к сожалению, единственным выступлением, показавшим изначальный потенциал команды во всей красе. В начале 2006 г. из состава выбывает Дузер - примерно треть общей харизмы. Тем не менее процесс продолжает набирать обороты. Зимой группа выступает в музыкальном салоне "Черное море" и на фесте в ЯУМе. Место Микры за грувбоксом занимает друг Плана Дэн, менее колоритный, зато более музыкальный. К лету пробивается новая репбаза на ул. Кирова, где становится возможно полноценно репетировать с установкой. Следуют очередные выступления в "Sмольном", выезд на фест в Симферополь. К концу года удается нарулить возможность прилично записаться в Киеве. В декабре фиксируется 8 песен, делается предварительное сведение практически без мастеринга, и в таком виде запись уезжает в Ялту. В январе 2007 г. группа выступает на корпоративе по случаю дня студента в салоне "Черное море", и это оказывается финальным выходом. Несмотря на весьма конкретные коммерческие перспективы в Киеве (был интерес со стороны попсовой музыкальной тусовки, в частности группы НЕДІЛЯ), территориальные разногласия оказались сильнее. План не захотел покидать насиженное место в Ялте, остальная же часть группы уже в первой половине 2007 г. с концами отбыла в Киев. Запись осталась недоработанной, но и в таком виде вполне достойна прослушивания.

Фото: дебют группы в клубе "Sмольный", декабрь 2005 г. Слева направо: Егор, План, Бигги, Дузер, Петрусь

ГіперкінеZ

середу, 16 лютого 2011 р.

Правый центр, р1991

У нас давно привыкли, что местная сцена реагирует на передовые музыкальные тенденции с запозданием лет на 10 (в лучшем случае). И, учитывая отставание от мировых темпов даже в столицах, глупо хотеть от местечковых музыкантов чудес расторопности. Так, в общем-то, было всегда. И тем приятнее иногда находить неожиданные исключения. Похоже, что евпаторийцы ПРАВЫЙ ЦЕНТР (Владимир Грабак - клавишные, голос, Шамиль Салахов - бас, Сергей Вульфович - барабаны) почти составили такое исключение. "Почти" - потому что музыка, звучащая на их записи 1991 года, к тому моменту находилась в стадии упадка, хотя и не вовсе лишилась актуальности. "Темные 80-е" уже закончились, но синти-поповые пластинки еще хорошо продавались, монстры угрюмой волны типа THE CURE и SISTERS OF MERCY вполне безболезненно перешагнули рубеж десятилетий, а во Франции доживала последние деньки так называемая coldwave-сцена. К тому же то, что мы слышим здесь - глухой, минималистичный синти-саунд, прямолинейный мрачняк вокалиста, трогательный примитивизм аранжировок - довольно слабо представлено в крымской музыке. В русскоязычном пространстве (по крайней мере в рок-среде) почему-то всегда считалось почетнее косить под DEEP PURPLE, чем под DEPECHE MODE :) То есть историческая ценность данной пленки несомненна. Ее музыкальные достоинства, честно говоря, более спорны, но могу сказать, что даже несмотря на однообразие материала и странные глюки рипа, я лично отслушал два раза. Запись весьма цельная, и лишь последняя вещь своим неуместным мажором выбивается из общей правильной беспросветности.

Правый центр

пʼятницю, 11 лютого 2011 р.

Остров Крым, р1991 "Танцующие под луной"

В продолжение темы решил запостить дебютник ОК. Изначально не планировал этого делать, поскольку всю крымскую дискографию группы можно было еще недавно вытащить с realmusic. Нынче страничка куда-то пропала, более того, по-видимому исчезло и сообщество вконтакте. Причин этого я не ведаю, но полную историю группы, написанную теперешним вокалистом "острова" (а ранее - участником авангардной симферской команды ВЕЧНЫЙ ПРИЮТ) можно прочесть либо у него в заметках, либо на "майспэйсе" ОК (в последнем случае, правда, придется поломать глаза о радикально бардовый цвет текста). Я же со своей стороны закинул в архив очередную статью Миши Гагарина, посвященную группе и напечатанную в ТК №2. Там все довольно путано, зато весело. ОСТРОВ КРЫМ - это, как всем известно, наиболее именитая и легендарная крымская группа всех времен. Однако, если спросят меня, добавлю: и самая перехваленная. Тем не менее, невозможно отмахнуться от ряда фактов, ставящих ОК на особое положение. Они действительно на пару с ГОГЕНом побеждали в питерском конкурсе журнала "Аврора" (1990 г., ГОГЕН - на год раньше). Они действительно снимались в "Программе А". Они действительно экспортировались в Германию. Они, наконец, были на самом деле заслуженными хэдлайнерами и любимцами всех симферопольских сейшенов. Последние три пункта, впрочем, касаются второго созыва ОК (1992-98 гг.). Дебютный же альбом записан первым составом, и это, по моему глубокому убеждению, самая интересная и музыкальная запись группы. Тут вы не найдете "Шизофрении", "Негров", "Утра хмурого" и других супершлягеров "классического" периода - всего того, что принесли с собой экс-участники ГРУБОГО АПРЕЛЯ. И стилистически это еще далеко не алкогольно-раздолбайский поп-джаз позднего ОК, а напротив - кристально трезвый, математически выверенный, но абсолютно ураганный фьюжн, собранный из "волнового" Фриппа, Мамонова времен "Транснадежности" (местами - просто парафраз какой-то) и ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА. Лично меня первые же секунды "Анны" - скачкообразная гитара, выплясывающая из фэйда - таращат гораздо сильнее, чем вся "Охота на подкидного дурака" вместе взятая. К сожалению ОК больше никогда не был и не будет таким. Эта формула давным-давно утеряна с уходом из группы Упира и Боканя.
К слову, из примечательных фактов: ОСТРОВ КРЫМ - единственная крымская группа, которую сумел назвать Гребенщиков в интервью Жене Цинклер (ТК №3, лето 2000 г., материал "Созерцательный извозчик. БГ в Крыму")
Фото: Тарас Бокань, гитарист первого состава
Танцующие под луной

неділю, 6 лютого 2011 р.

Грубый апрель, р1988

Группа "Грубый апрель" - в некотором роде предтеча "Острова Крыма", т.к. двое из трех ее участников были рекрутированы в "ОК". Состав: Евгений Томпаков (гитара, бэк-вк; в ОК в период с 1990 по 1992), Андрей Рожнов (гитара, вокал), Валерий Баранчук (вокал ОК). Запись "домашнего" альбома (в ряде песен "шумовые" эффекты и сопровождающий текст - Елена Валуева) была сделана ориентировочно весной 1988 года в Симферополе. Запись проходила в общежитии № 4 СГУ. Группа участвовала в презентации фильма "Черная роза - эмблема печали..." в симферопольском ДКП.

________________

Автор этого комментария (и обладатель оригинальной кассеты) - Дмитрий "Дед" Прохоров - вместе с музыкантами ГА входил в состав старой команды КВН СГУ, игравшей в Высшей лиге КВН в Москве в 1992 г. (дошла до 1/2 финала), в 1994 г. (1/4 финала) и 1995 г. (1/4 финала). Спасибо ему! Качество записи как и тематика песен сильно привязаны к реалиям того времени. Помню, слыхал легенду, что из-за этой пленки группой тогда даже интересовались компетентные органы (хотя это, пожалуй, телега). Но, например, "Блюз-нескладуха о необходимости женщин", "Серая песня" или "Работа" (ставшая позже хитом в исполнении раннего ОСТРОВа КРЫМа) звучат вполне злободневно. В целом этот чудом сохранившийся документ эпохи ценен прежде всего энергетикой, КВНовским драйвом и остроумием. В нем уже явственно угадывается хрупкий и трепетный росток, мутировавший по итогу в буйно-шизовую химеру ОК, которую столь многие знают и любят. На видео: фрагмент выступления команды КВН СГУ (певец и автор - Томпаков, а барышня на стуле - Валуева) в Москве, 1995 г. Эту песенку, кстати, пару лет назад беззастенчиво спер Задорнов для своего выступления.


Грубый апрель

середу, 2 лютого 2011 р.

Mim, р1996 "Музыка души/Ты словно эхо"

Эта запись - одно из воплощений сотрудничества евпаторийского автора Фана с группой УКСУС, здравствующей и поныне. Названия проекта одно время менялись довольно часто, однако года примерно с 1997 он обрел постоянное название БЕЛАЯ СКАЛА. Данная пленка по-видимому является переходным этапом от плохих домашних опытов Фана (альбом "Взломщик", 1995 г.) к профессионально аранжированным записям "скалы". Тексты Фана - прямо скажем, слабое звено, но в общем звучит все цельно и достаточно свежо для бедного на такую музыку Крыма (особенно в контексте моды на 80-е). Отдельный респект гитаристу - почти единственному мелодическому элементу всей записи, умеющему при этом уступить дорогу другим, когда это необходимо. Также огромное спасибо басисту УКСУСА Георгию Яшаеву, от которого я хотел лишь уточнения информации по пленке, а получил целый архив всевозможных евпаторийских раритетов. Так что ждите серию постов из курорта Евпатория :)

Фото: слева-направо Георгий Яшаев, Фан, Александр Махонький, 2006 г.

MIM