суботу, 21 лютого 2015 р.

Katzenjammer, p2015 "Rockland" (review)

Некоторое время назад, обозревая последнюю работу THE CAT EMPIRE, я уже отмечал этот нелогичный феномен, когда поп-группа, буквально штампующая хиты по всем понятиям шоу-бизнеса и так называемого массового вкуса, непостижимым образом байкотируется коммерческими радиостанциями. Правда, у квартета норвежских прелестниц с этим делом несколько лучше - время от времени и в радио-эфире, и в цивильных молодежных кабаках с претензией на "арт-кафе" можно случайно наткнуться на пару треков из дебютника (в основном, конечно, "A Bar in Amsterdam"). Долгожданная (ну, мной, по крайней мере) третья пластинка - возможно, чересчур умная попытка расширить этот прорыв. С одной стороны группа, несмотря на фолк-антураж, в общем-то, всегда занималась искренней поп-музыкой, хоть и с явно заметной издевкой (не она ли отпугивает отечественных программных директоров?), щедро швыряя в народ пригоршни редких в наше время самоцветов мгновенно цепляющих мелодий и заводных аранжировок. С другой - весь этот кабарешно-панковый декаданс, "you sell tickets to a funeral 'сause you need tickets to The Cramps", странный набор инструментов и т.д. Немного похоже на попытку усидеть на двух стульях, не так ли? Впрочем, в истории музыки известны и более химерические расклады. Звучание новой пластинки (между прочим, не "Скалистая страна", а именно "Рок-лэнд"), оставаясь в рамках уже наработанной основной формулы "парад всевозможных фолков + скандинавская попса", лишилось львиной доли наследия BOW-WOW-WOW, THE B-52'S и прочего истеричного девчачьего пост-панка, сделав взамен неслабый кивок в сторону современного блюграсса типа THE WAILIN' JENNYS или UNCLE EARL. Количество железно хитовых вещей, ни в коем случае не меньшее, чем на первых двух дисках, удовлетворило бы любого выпускающего продюсера. Сдобренное беспроигрышным пост-битловским мелодизмом, все это вместе зазвучало еще более приближенно к усредненному радио-формату. Это на первый взгляд. Но особая ценность "Кото-воплей" (помимо неотразимых улыбок участниц) - это глубокое, по-хорошему профессиональное погружение в их мудреную стилистическую вышивку. Уже самое начало альбома - грязно-колючий банджо-перебор в "Old de Spain" - как бы намекает на то, что не радио единым. Лично я сразу заподозрил в этой песне old-time-классику с аппалачской пропиской, как выяснилось, зря - просто абсолютно филигранная стилизация. Это же нехарактерно бережное для современных поверхностных ретро-эпигонов отношение к структуре, внутреннему пульсу и смыслу старой музыки, что называется, красной нитью пронизывает пластинку. Слушаешь и понимаешь - барышни-то растут, и не только там, где обычно барышни.
Как, помнится, говаривал Шрек: "у лука есть слои - у людоеда есть слои". Именно многослойность этой работы, по-аптекарски выверенная, но не растерявшая при этом ни драйва, ни легкомысленного шарма, ни светлой, торжественной грусти древней народной культуры, волшебным образом превратила два неудобных стула в изящное и просторное кресло. А мы получили смелую заявку на место лучшего европейского альбома 2-й декады 21-го века.

Немає коментарів:

Дописати коментар