четвер, 9 травня 2019 р.

Моя музыкальная кунсткамера


В плане меломании я - довольной попсовый товарищ. Люблю жизнеутверждающие шведские шлягеры и слащавый американский хонки-тонк. Группу DSCHINGHIZ KHAN, ранних "битлов", Акселя Роуза, Тома Петти, Цоя и даже (стыдно признаться) медляки SCORPIONS. Из так называемого классического рока предпочитаю, как правило, наиболее прямолинейные образцы, а в электронной музыке отдам предпочтение скорее MOBY, нежели TRICKY. Всё это, разумеется, не про шоу-бизнес, я лишь о том, что предпочитаю, скажем, комфортную музыку дискомфортной. Но случилось так, что в моей фонотеке, в разное время и по различным причинам, поселилось некоторое количество артефактов, которые ну никак не должны были туда попасть. Артефактов загадочных, тревожных и возмутительных. Это пластинки-миры, вселенные, своеобразные анклавы, вещи в себе, созданные явно не для услаждения слуха потребителя рутинного музыкального контента, вроде меня. Мало того, эти звуковые инвазии глубоко проникли в мою попсовую душу, заставив меня постоянно возвращаться к ним, придавая некую свежую остроту моему восприятию Музыки. О некоторых хочу упомянуть в настоящем выпуске рубрики "Off topic". Есть тут как шибко известные - настоящая классика фрик-музона, так и совершенно затерянные и забытые вещи, знакомые лишь сектантам. Итак, поехали - ТОП МОИХ ЛЮБИМЫХ И СТРАННЫХ АЛЬБОМОВ. А, ну и да. Их - всего шесть))

BECK p1994 "One Foot in the Grave"
Начнём с самого очевидного. Мои старинные друзья сочувственно ухмыльнулись сейчас - этой пластинкой я уже не один десяток лет сверлю мозг всем, до кого дотянусь, в основном не встречая ни крупицы понимания. Музыка, сделанная левой ногой, скукоженной ранним артритом. Минимум продюсирования, максимум - светлого, подросткового отчаянья, помноженного на отсылки к дремучим страданиям негритянских рабов, своеобразно воспринятым белым отребьем города ангелов. Возможно, кто-то недоумевает, а что это за белобрысый штрих, зарисовавшийся на обложке рядом с Бэком. А это Кэлвин Джонсон, лого чьей студии (на которой писался и данный альбом) запартачил себе на руку Курт Кобэйн. Именно этот чувак сделал "One Foot..." непохожим ни на один другой альбом Бэка. Послушайте его потусторонний вокал, да хотя бы на прошлогоднем сольнике - и многое прояснится... Ну и невозможно, понятное дело, правильно рассказать о морозных лунных ночах в троллейбусе №52 в районе Перевального, о дремотном ялтинском чердаке, об осеннем колдовстве Салгирки... Вот продеритесь сквозь невнятную шершавость гитар, сквозь унылые завывания бригады Одиноких и Опустошённых - возможно, тогда что-то почувствуете. Как-то вечером в общаге я поставил "Сyanide Breath Mint" местному травяному барыге. Он выкатил глаза: "Я ХОЧУ ЭТУ ПЕСНЮ!" С тех пор она проходит у меня как "Песня драг-диллера".

ALEXANDER "SKIP" SPENCE p1969 "Oar"
MOBY GRAPE - американская банда, характерная для своего времени. Уэст-коуст, психоделия - все дела. У нас - знают лишь адепты, некоторые ценят, якобы, за вклад, но по факту - ничего выдающегося. Но Спенс! Настоящий американский Барретт! И, чисто по-американски, он не стал прятаться за мамочкиной юбкой после реабилитации в дурке, а свалил оттуда прямо в пижаме, добыл "Харлей" и среди ночи приехал на студию, где (в ту же ночь) записал первый сольник. Так, по крайней мере, гласит легенда. Сомневаться в ней я не хочу... Критика задним числом окрестила "Oar" эталонным образцом псих-рока 60-х, его лебединой песней. Есть, вообще-то. Но, как по мне, это и рождение альт-кантри за два десятка лет до официального. Ничего общего ни с основной группой Спенса, ни... ни с чем. Я слушаю в плэйере, в городе, когда никто и ничто не трогает. А вы - лучше начните с наушников, тёмной-притёмной ночью. Кстати, если говорить о сравнении с Барреттом, то, на мой взгляд, последний был довольно попсовым автором с прицелом на чарты, в то время как Спенс - человек совсем иного склада. 

THE PRUNES p1988 "Lite Fantastik"
Им всем, полагаю, не давали покоя лавры школьного приятеля Боно. Изначальный пай-мальчик, к которому относились свысока, перерос в поп-звезду. А вот у них не срослось. Первым не выдержал Гэйвин Фрайдэй и пошёл сочинять свои изысканные, смазливые песни - очень хорошие, на самом деле. Но то, что осталось от VIRGIN PRUNES - на первом этапе это было потрясающе! Они выпустили три пластинки, но лишь первая зияла по-настоящему плохим кайфом. Трагичный алюминиевый город пластинчатых домов и проволочных кукол. Движения замедлены не в угоду камере, а естественным образом - они не могут иначе. Небо тоже всегда алюминиевое, пасмурное, проникнутое чувством вины, отрицанием всего живого и солнечного. Ничего и никогда больше не будет - вбито навсегда в серо-голубых воротах. И во всём этом змеится некое имя, некий план, некое противодействие всеобщей медленной гибели. "Мама, прости" - посмотрите ещё "Тёмный кристалл" Джима Хенсона - там есть что-то от той атмосферы. Потом было ещё два альбома, скучных как обычное моё утро - пост-панк времён заката, интересный лишь знатокам...

PINK FLOYD p1969 "UMMAGUMMA. THE STUDIO ALBUM"
Не секрет, что нормальные поклонники группы шарахаются от этого альбома, как Уотерс от Гилмора. Что ж. Оно вполне понятно, ведь это, по сути, не PF. Это - самые ранние сольные работы участников, собранные под единой обложкой. Когда-то для меня каждый из треков был завязан с конкретной книгой. "Сизиф", как ни странно - не с греческой, а с лавкрафтовской мифологией, "Луга Гранчестера" - с Вековечным Лесом (Древлепущей, если угодно), а "Вечеринка в саду Великого Везиря" - с первыми двумя "кастанедами". И только партия Гилмора у меня никогда особо не выделялась, что тоже вполне понятно... Когда, оставшись один, я засыпаю под эту музыку, мне всегда вспоминается первая ночь на чердаке с мышами, пауками и всем, чем положено. Играет "Сизиф", а я просыпаюсь каждые 30 секунд с квадратными от страха глазами... Но потом утро, а в небе - удивительные июньские облака.

АКВАРИУМ р1981 "Треугольник"
Та же херня, что и с "Аммагаммой". Любой нормальный любитель этого нашего БГ, сбежит в ужасе. С той лишь разницей, что здесь впервые прозвучали и два будущих хита. Но важнее не они. Множество отсылок - литературных и музыкальных, множество чисто театральных находок, имеющих корни в том времени, где не было различий между музыкой и шоу. А лично для меня удивительно, что подобное цельно-фантастическое произведение вообще могло появиться на белый свет в этом звуко-языковом пространстве. Если охота фактов - есть возможность пройтись сюда. А так - ну хули про это... Однажды мы дискутировали с другом о том, кто поёт основной вокал в "Крюкообразности". И он (серьёзно глядя мне в глаза) предполагал, что Гребень это может - "а што, я бы не удивился" (с). 

IMAGINARIUM: Songs from the Neverhood p2004
Это просто прекрасно! Вы никогда не услышите ничего подобного. Чтобы что-то эдакое исполнил лидер группы христианского рока - так точно! По сути, это поп-мелодии. Но... недосказанные, недопетые, недоигранные, а в целом - ужасно смешные. Обычно, когда я пытаюсь об этом рассказать, все такие - ой, я не играл(а) в эту игру. Та не нужно играть. Саундтрэк - на то и он, чтобы не быть привязанным к основному продукту. Совершенно великое игровое поп-издевательство, перестать слушать которое я, лично, не могу. И желаю всем вам того же. Вдруг получится слиться в экстазе пластилинового забвения.

Немає коментарів:

Дописати коментар